вторник, 4 августа 2015 г.

А. Грин на Урале

 


В августе 2015 года исполняется 135 лет со дня рождения писателя Александра Грина, автора "Алых парусов". Оказывается, он дважды бывал на Урале: первый раз по собственной воле, второй - принудительно.
В 20 лет Александр Грин мечтал о дальних странах, несметных сокровищах, в поисках которых и отправился на Урал, покинув отцовский дом в Вятке. "Там я мечтал разыскать клад, найти самородок пуда в полтора, - писал в воспоминаниях А. Грин. - Отец дал мне три рубля. На мне были старые валенки, подшитые кожей, чёрные ластиковые штаны, старая бумазейная рубашка, красная, с чёрными крапинками, тёплый пиджак из верблюжьей шерсти, подбитый беличьим мехом, и шапка из бараньего меха. Я ничего не нёс и ни на что не надеялся". На Урале А. Грин, устроившись на золотые прииски, работал с утра до поздней ночи, но получал лишь по 60 копеек ежедневно. Не найдя самородка и устав от тяжёлого, низкооплачиваемого труда, Грин отправился в Кушву, чтобы устроиться на завод. Работу он получил на железных рудниках у горы Благодать. Просеивая лопатой древесный уголь, Грин зарабатывал 75 копеек в день. Это занятие  спустя какое-то время ему тоже наскучило, и Грин перевёлся на вырубку леса, где, по словам старожилов, за четыре дня можно заработать аж до 30 рублей! Правда, нужно было сдавать по кубометру древесины, а Грин эту работу делал за неделю!

А однажды сквозь бурелом к нему подкрался огромный медведь. "Способность к ориентации - самое моё слабое место. Вероятно, этой бездарности я обязан одной встрече с огромным медведем, от сопения которого за моей спиной избавился только тем, что последовал совету - притвориться работающим и не обращать на "Михаила" никакого внимания... Стерпев естественную панику, я встал около толстого кедра и начал обтёсывать его топором. Медведь долго стоял сзади меня, сопя и фыркая, но не тронул, затем медленно обошёл дерево и, видя, что я точно работаю, сшиб лапой тонкий гнилой пень. Вдруг, к облегчению моему, послышались голоса рубщиков с соседнего участка, и медведь убежал, а я долго затем сидел, откуриваясь махоркой".

Второй раз А. Грин оказался на Урале после ареста в 1906 году. Как эсеровский агитатор он был сослан в Туринск, городок, куда на протяжении двухсот лет отправляли всех государственных преступников. В Туринской ссылке А. Грин прожил всего несколько дней. Зная слабость местных полицейских к горячительным напиткам, предложил им "обмыть" новоселье, и  вместе с другими заключёнными сбежал из города.
А вскоре А. Грин написал свой первый рассказ "Заслуга рядового Пантелеева", который открыл ему дорогу в литературу. (По материалам газеты "Комсомольская правда")

Комментариев нет:

Отправить комментарий