понедельник, 11 января 2016 г.

История игрушек. Нарды

Сотворение мира.


Одна из самых древних игр (ее прообраз из 3-го тысячелетия до н. э. в 2004 году нашли археологи на раскопках иранского городища Шахри-Сухте) существовала во множестве вариантов. В средневековой Европе в нее играли на деньги и принцы, и простолюдины, несмотря на церковные запреты. А восточные мудрецы считали нарды не греховной забавой, а моделью мироздания. В персидском трактате написано: "30 камней я уподобляю 30 суткам: 15 белых я уподобляю дню, а 15 черных я уподобляю ночи. Пару игральных костей я уподобляю вращению звезд и вращению небосвода... Расстановку камней на доске нардов я уподобляю тому, как господь Ормазд (верховное божество зороастрийцев). Вращение и возвращение камней с помощью костей уподобляю тому, как человек в земном мире постоянно связан с небесными силами: он движется и передвигается под влиянием семи [планет] и двенадцати [зодиакальных созвездий]. При возможности они бьют друг друга и вытесняют подобно тому, как люди в земном мире побивают друг друга". То есть каждая партия в нарды воспроизводит жизненные циклы природы и людей, как это делалось в древних ритуальных представлениях, в которых человечество, по выражению нидерландского культуролога Йохана Хейзинги, "разыгрывает весь порядок бытия в священной игре. И в этой игре, и через игру оно вновь воплощает представленные события и помогает тем самым поддержанию мирового порядка".

Комментариев нет:

Отправить комментарий