четверг, 4 августа 2016 г.

Из истории вещей. Трамвай

Чем диктовались размеры города в середине XIX века? Да в первую очередь тем, сколько времени требовалось жителю, чтобы пешком добраться до места работы. Но вот когда началась промышленная революция и бум банковского капитала, когда города стали расти как на дрожжах и передвигаться по ним пешком сделалось затруднительно, тогда толпам пролетариев и клерков потребовалось как-то ехать к месту службы. Тут-то и встал со всей остротой вопрос об общественном транспорте.
Уильям Джой. "Омнибус". 1840 год
Первый опыт создания внутригородского вместительного экипажа - "омнибуса" (это латинское слово означает "для всех") был предпринят во французском городе Нант в 1826 году. Но проезд стоил так дорого, что омнибусом не могли пользоваться как раз те, кому он предназначался. Маршрут закрыли. Идея "конки", то есть вагона, влекомого лошадьми по рельсам, принадлежит американцу Джорджу Трейну. Он осуществил ее в Лондоне в 1860 году, а через год эксперимент признали неудачным, ибо рельсы мешали остальному транспорту. Тем не менее концепция конки получила известную популярность - ее открыли в Берлине, Гамбурге, Ливерпуле.
Уже в 1886 году конка перевозила в Англии миллион человек в день. Однако такой вид транспорта был весьма антисанитарен: каждому вагону требовалось от пяти до семи лошадей, над улицами поднимался запах навоза. 
В качестве альтернативы конке предлагались фуникулер и паровоз. Но первый был ограничен крутым рельефом, а второй - чересчур разрушителен в городских условиях.
В 70-х годах благодаря изобретению динамомашины удалось сделать электрический трамвай - первый образец был продемонстрирован на Берлинской промышленной выставке в 1879 году. Линия длиной два с половиной километра проходила в Лихтерфельде - фешенебельном юго-западном пригороде Берлина. 


Дамам в России запрещалось ездить на "империале" - верхней площадке трамвая.
Конка на Серпуховской площади в Москве. 1880-е годы.

Идея вдохновила многих - и уже 3 сентября 1880 года в Санкт-Петербурге на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка инженер Федор Пируцкий привел в движение вагон на электротяге - впрочем, тогда это не произвело на городские власти особого впечатления, в результате первая регулярная линия была построена в Шарлоттенбурге, западнее Берлина, в 1881 году.
    
Главным препятствием для развития трамвая было то, что находившиеся под высоким напряжением рельсы представляли серьезную опасность - лишь только удалось пустить ток по висящим проводам, как трамвай заполонил собою мир.






В Российской империи он появился в 1892 году в Киеве и ходил с Подола на Крещатик. Крутой подъем не давал там пустить конку.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий