пятница, 12 мая 2017 г.

Легенды и предания Урала. Чей край богаче

Был я на службе на действительной. Поспорил с одним украинцем. Украинец говорит:
- Наша Украина лучше всех. Я сын Украины.
А я:
- А я сын Урала.
- А что у вас на Урале?
- А что мне только понадобится, у нас всё на Урале есть, всякие металлы.
Ему невзлюбилось. Дошёл спор до начальства. Доложили ему: Гилёв и Ткаличенко спорят, вот о чём говорят: один говорит, что на Урале богатства больше, другой - что на Украине.
Собрали нас,офицерство сидит.
- Чем докажешь, Ткаличенко, что Украина богаче?
- У нас хлеба много, свёклы, сахару.
- А ты, Гилёв, чем докажешь, что Урал богаче?
- А я сам своими руками золото, платину добывал, мыл.
Разрешили спор на мою сторону.
- Нет, Ткаличенко, Гилёв прав, мы всеми богатствами золотыми, платиной пользуемся с Урала.
Командир полка похвалил меня:
- Молодец, Гилёв, правильно сказал. Всё с Урала берут, всё с Урала.
             Зап. в с. Сулем от В. П. Гилёва. 1883 г. р. 
 
О хризолитах
Про хризолиты слышал я от стариков наших. Шибко давно это было. Два старика полдневских (д. Полдневая) натакались на хризолиты, намыли два мешочка небольших, повезли в Екатеринбург продавать ли, сдавать ли, а их не берут. Ну они приехали в деревню да и бросили эти камешки в воду. Что с них толку! А потом поняли, что камень этот цену имеет. Казна (государство) стала мыть, ну и по-частному разрешили. Найдёт кто камешек, на ладони покрутит да скорей в баночку какую да в воду. Слыхал я, что на солнце хризолит цвет свой настоящий теряет, так лучше его в воде держать. А по бережку уже покупатели ходят, ценят каждый камень. Тот даёт восемьдесят, тот девяносто, тот сто рублей. А потом казна запретила частникам мыть. Ну , хризолитчики крадчась мыли. Их с собаками караулили, лупили плетьми, если поймают. Всё равно мужики ночью на казённые места пробирались, а уж днём где-нибудь у ручья промывали.
            Зап. в д. Полдневой от Я. Д. Раскостова, 1987 г. р. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий